VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Оптимизация деятельности турфирмы в условиях кризиса на примере ООО «Дизи-тур»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000412
Тема: Оптимизация деятельности турфирмы в условиях кризиса на примере ООО «Дизи-тур»
Содержание
     Оптимизация деятельности турфирмы в условиях кризиса на примере ООО «Дизи-тур»
Оглавление
Введение	2
Глава 1. Теоретические основы кризисных тенденций предприятия	4
1.1 Показатели, характеризующие кризисное экономическое положение предприятия	4
1.2 Выявление основных причин кризисных тенденций в организации	18
1.3 Разработка антикризисной стратегии	22
Глава 2. Анализ кризисных ситуаций в ООО «Дизи-тур»	30
2.1 Общая характеристика организации ООО «Дизи-тур»	30
2.2 Анализ аспектов хозяйственной деятельности предприятия	42
2.3 Внешняя и внутренняя среда турфирмы ООО «Дизи-тур». Выявление кризисных явлений	54
Глава 3. Разработка мероприятий по оптимизации деятельности ООО «Дизи-тур» в условиях кризиса	74
3.1 Проект мероприятий по выходу турфирмы из кризиса	74
3.2 Экономичнская эффективность предложенных мероприятий	88
Заключение	95
Список литературы	98
Приложения	102




Введение

     Одним из факторов современной российской экономики является неплатежеспособность большинства предприятий. По неформальным критериям в настоящее время более 2/3 российских предприятий находятся в кризисном состоянии и являются потенциальными банкротами.
     Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях рынка, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, его неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а «избыточная» устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.
     Актуальность выбранной темы также обусловлена необходимостью диагностики финансового состояния предприятия и разработки мер антикризисного управления. В том числе совершенствования системы управления предприятием ООО «Дизи-тур», разработки стратегии деятельности организации, повышения финансовой устойчивости производственно-хозяйственной деятельности, совершенствования технических факторов производства и улучшения качества производимой продукции.
     Ведь, несмотря на все общегосударственные трудности, многое зависит от самих предприятий, от их собственников и менеджеров, от их деятельности направленной на достижение стабильности бизнеса, его способности противостоять влиянию негативных факторов.
     Решение этой задачи вполне возможно при становлении адекватной системы антикризисного управления. Однако формирование самой системы невозможно без разработки приемлемой и признаваемой общественностью концепции антикризисного управления, форм, методов и механизмов, составляющих его суть. 
     Объект исследования: ООО «Дизи-тур».
     Предмет исследования: кризисные технологии ООО «Дизи-тур».
     Цель: разработать антикризисные мероприятия для организации ООО «Дизи-тур».
     Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
     - изучение сущности антикризисного управления, факторов определяющих кризисное развитие, моделей для оценки уровня банкротства;
     - произвести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
     - разработать антикризисные мероприятия для фирмы ООО «Дизи-тур».
     В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния для разработки последующих антикризисных мероприятий.
     В качестве методов исследования предприятия применялись: анализ технико-экономических показателей деятельности и составляющих элементов макро- и микросреды предприятия, аналитико-синтетический метод исследования сильных и слабых сторон деятельности - SWOT-анализ, технико-экономический прогноз деятельности после внедрения предложенных мероприятий, анализ нормативных документов и др.
     При написании данной работы были использованы бухгалтерский баланс и приложение к нему: отчет о прибылях и убытках; учебно-методическая литература, ресурсы Интернета.



Глава 1. Теоретические основы кризисных тенденций предприятия
1.1 Показатели, характеризующие кризисное экономическое положение предприятия

     Важнейшим принципом антикризисного управления является ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации. 
      

Рис. 1.1 Диагностика как элемент системы антикризисного управления
     В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты – относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим.
     Далее, что касается коэффициентного анализа, то здесь основной целью является расчет особых финансовых коэффициентов. Это коэффициенты показывают соотношение между  отдельными параметрами бухгалтерского отчета. Источниками для расчета могут стать: отчетная документации по убыткам и прибыли, баланс, отчетность по нераспределенной прибыли и т.д. финансовые коэффициенты являются отображением различных сфер финансово-хозяйственной деятельности организации. 
     Анализ ликвидности и платежеспособности организации необходимо проводить перед принятием любого важного решения, а также для: 
     - прогнозирования финположения; 
     - контроля за исполнением обязательств перед контрагентами; 
     - увеличения доверия со стороны партнеров; - оценки эффективности использования кредитов. Проводится анализ ликвидности и платежеспособности по данным баланса. Наличие дополнительной статистической информации только улучшит качество полученных данных. 
     Западные экономисты проводят анализ ликвидности, чтобы выяснить, сможет ли предприятие: 
     - быстро погасить все краткосрочные обязательства; 
     - вернуть текущие долги вообще; 
     - погасить все остальные обязательства. С целью получения ответа на каждый из этих вопросов рассчитывается соответствующий показатель. 
     Анализ ликвидности показывает, сколько обязательств и за какой срок может покрыть предприятие. При реализации активов возникает риск затруднений с продажей. Он определяется как разница между "настоящей стоимостью" и возможной ценой имущества. Управление ликвидностью - деятельность организации по размещению капитала, которая позволит за короткий срок превратить активы в деньги. Первый шаг Ликвидность баланса - это уровень покрытия обязательств фирмы ее активами. Этот показатель также можно измерить величиной собственных оборотных средств: чем их больше, тем лучше. Анализ ликвидности активов и пассивов начинается с разделениях их на группы, по алгоритму, представленному в таблице ниже. 
     Таблица 1.1
     Группы активов и пассивов
Группы активов
Строки баланса
Группы пассивов
Строки баланса
Самые ликвидные (А1)
стр. 1250 + 1240
Самые срочные (П1)
стр. 1520
Быстрореализуемые (А2)
стр. 1230
Краткосрочные источники финансирования (П2)
стр. 1510 + 1540 + 1550
Медленнореализуемые (А3)
стр. 1210 + 1220 + 1260 - 12605
Долгосрочные источники финансирования (П3)
стр. 1400
Труднопродаваемые (А4)
стр. 1100
Постоянные пассивы (П4)
стр. 1300 + 1530 - 12605
      
     Если А1, А2, А3 больше, чем П1, П2, П3 и А4 < П4, то баланс абсолютно ликвиден. Но такая ситуация встречается кране редко. [27, c. 102]
     Для более точного определения степени ликвидности баланса предприятия рассчитываются коэффициенты ликвидности.
     Чтобы выяснить уровень платежеспособности организации, необходимо рассчитать несколько показателей: 
     1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) показывает ситуацию в целом. Он отображает, сколько текущих активов организации приходится на один рубль обязательств. Предприятие погашает долги за счет имеющихся средств. То есть текущие активы должны превышать обязательства. Критическое значение показателя варьируется по отраслям и видам деятельности, но в теории оно не должно превышать 2. 
     Формула: 
                                            Ктл = ОбА\КО                                              (1.1), 
     где: ОбА - оборотные активы без учета задолженности со сроком более 12 месяцев; 
     КО - краткосрочные обязательства без учета будущих поступлений и резерва расходов. 
     Значение показателя определяется объемом долгосрочных источников финансирования. Чтобы его повысить, нужно увеличивать капитал и обоснованно сдерживать рост запасов. 
     Анализ ликвидности баланса предприятия по данным этого коэффициента не дает полной картины. При расчете не учитывается структура ОС, в которой некоторые активы могут быть более ликвидны, чем другие. Иногда возникают ситуации, когда значение коэффициента остается в пределах нормы, но предприятие испытывает проблемы с наличными. Если компании не хватает средств для поддержания достигнутого масштаба производства, то такую ситуацию называют чрезмерным расширением. Она может возникнуть, если предприятие быстро наращивает обороты или если не было полностью профинансировано на предыдущих этапах. Выход из ситуации - получение долгосрочного займа. 
     2. Анализ ликвидности организации по более узкому кругу активов проводится на основе коэффициента промежуточной платежеспособности (Кпл). При его расчете в учет не берутся производственные запасы. Логика довольно простая. Выручка от продажи запасов может быть меньше суммы, потраченной на их покупку. Очень часто при ликвидации предприятие с реализации материалов и сырья получат только 40 % от их учетной стоимости. Критическое значение коэффициента - 1. 
     Формула: 
            Кпл = (ОА - Запасы) \ Краткосрочные пассивы          (1.2)
     где ОА - оборотные активы. Но анализ ликвидности подразумевает не только расчет показателей, но и выявления причин их изменений. Поэтому нужно определить факторы, которые вызвали изменения. Если рост показателя был вызван увеличением неоправданной задолженности, то это свидетельствует о негативной динамике. 
     3. Абсолютная ликвидность (Кал). Это самый жесткий критерий оценки. Коэффициент показывает, какая часть обязательств может быть погашена денежными средствами. Рекомендуемая нижняя граница — 0,2. 
     На практике этих значений достигают далеко не все предприятия. Все дело в том, что для каждой отрасли норматив должен быть своим, а все полученные данные должны дополняться анализом платежеспособности конкурентов на рынке. Абсолютная ликвидность рассчитывается по формуле: 
                                            Кал = А1/(П1+П2)                                       (1.3)
     Своевременное погашение дебиторской задолженности (ДЗ) - главный фактор роста данного коэффициента. 
     4. Наиболее масштабный показатель ликвидности - общий показатель ликвидности баланса.
     При комплексной проверке рекомендуется использовать именно этот показатель по причине того, что он фиксирует отношение всех активов предприятия к объему всех задолженностей. Для корректного вычисления этого коэффициента выведены особые поправочные множители для каждой группы активов и пассивов. Множители определены с учетом  степени значимости данной группы. Формула для расчета:
                                                                              (1.4)
     Где П3 - долгосрочные пассивы.
     Для стабильного предприятия с нормальной ликвидностью баланса значение коэффициента должно быть равным единице или более.
     Очень часто высокая ликвидность баланса предприятия не может сочетаться с максимальной прибылью. Поэтому главное условие стабильно развивающегося предприятия заключается в обеспечении логичного грамотного сочетания ликвидности и уровня прибыли.
     Анализ финансовой устойчивости в этом отношении позволяет отразить все экономические показатели компании, а также за счет рационального управления трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами создать такой баланс, при котором доходы будут превышать расходы в несколько раз. В результате этого будет осуществлен стабильный приток финансовых средств, который позволит обеспечить фирме как текущую, так и долгосрочную платежеспособность. Помимо этого, такое положение дел также позволит в наиболее полной мере удовлетворить инвестиционные ожидания собственников.
     При осуществлении анализа важно определить рациональность существующего соотношения заемного и собственного капитала, поскольку при каждом типе финансирования есть свои преимущества и недостатки, которые следует тщательно рассмотреть. Итак, анализ финансовой устойчивости рассматривает два вида финансирования: за счет собственных средств, а также за счет заемного капитала.
     Финансирование за счет собственной прибыли и существующего капитала предприятия. Может быть реализовано  как за счет реинвестирования прибыли, так и за счет увеличения собственного капитала фирмы (выпуск ценных бумаг, акций, облигаций и так далее). Здесь важно определить, какую часть прибыли предприятие может вложить в свое развитие, не ухудшая при этом своего финансового положения [28, с. 220].
     Финансирование за счет внешних источников, таких как банки, инвесторы, спонсоры и так далее. Здесь следует сразу же определить условия, при которых будет обеспечиваться финансовая стабильность фирмы, а также оценить существующую структуру пассивов [31, с. 18]
     Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя [22, c. 108].
     1. Наличие собственных оборотных средств (СОС):
                                                                                (1.5)
     Где 
     СОС – собственные оборотные средства,
     КС – капитал предприятия,
     АВ – внеоборотные активы 
     2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД):
                                                                 (1.6)
     Где 
     СД – формирование запасов и затрат,
     ЗД – наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат,
     КД – кредиторская задолженность.
     3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ):
                                                                            (1.7)
     ОИ - общая величина основных источников формирования запасов и затрат,
     ЗС – заемные средства.
     Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования [28, c. 110]:
                                                         (1.8)
     Где
     СОС - собственные оборотные средства;
     З -  стоимость запасов.
                                                             (1.9)
     Где
     ДИ - долгосрочные источники финансирования
                                                         (1.10)
     Где
     ОИЗ - общая сумма источников финансирования запасов. 
     Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует четыре типа финансовой устойчивости.
     1. Абсолютная устойчивость финансового состояния:
     З < СОС.
     2. Нормальная устойчивость финансового состояния предприятия:
     
     3. Неустойчивое состояние:
     
     4. Кризисное финансовое состояние:
     З > СОС + ЗС.
     Типы коэффициентов финансовой устойчивости [17, c. 220]
     Коэффициент финансовой устойчивости определяет успешность предприятия, потому что его значения  характеризует насколько предприятия (организация) зависит от заемных денежных средств кредиторов и инвесторов и способности предприятия своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства. Высокая зависимость от заемных средств может сковать деятельность предприятия в случае незапланированной выплаты.
     Коэффициент финансовой зависимости – разновидность коэффициентов финансовой устойчивости предприятия и показывает степень того как ее активы обеспечиваются заемными средствами. Большая доля финансирования активов с помощью заемных средств показывает низкую платежеспособность предприятия и низкую финансовую устойчивость. Это в свою очередь уже влияет на качество отношений с партнерами и финансовыми институтами (банками). Другое название коэффициента финансовой зависимости (независимости) - коэффициент автономии (более подробно).
     Большое значение собственных средств в активах предприятия тоже не является показателем успеха. Рентабельность бизнеса выше, когда помимо собственных средств предприятие использует также и заемные средства. Задачей становится определение оптимального соотношения собственных и заемных средств для эффективного функционирования. Формула расчета коэффициента финансовой зависимости следующая [31, c. 95]:
                                                                                               (1.11)
     где ВБ – валюта баланса,
           СК – собственный капитал
     Коэффициент концентрации собственного капитала
     Данный показатель финансовой устойчивости показывает долю денежных средств предприятия, которая вкладывается в деятельность организации. Высокий значения данного коэффициента финансовой устойчивости показывает низкую степень зависимости от внешних кредиторов. Для расчета данного коэффициента финансовой устойчивости необходимо:
                                                                                                  (1.12)
     Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
     Данный коэффициент финансовой устойчивости показывает соотношение собственных и заемных средств у предприятия. Если данный коэффициент превышает 1 то предприятие считается независимым от заемных средств кредиторов и инвесторов. Если меньше то считается зависимым. Необходимо учитывать также скорость оборота оборотных средств, поэтому в дополнение полезно также учитывать скорость оборота дебиторской задолженности и скорость материальных оборотных средств. Если дебиторская задолженность быстрее оборачивается, нежели оборотные средства, то это показывает высокую интенсивность притока денежных средств в организацию. Формула расчета данного показателя:
                                                                                                (1.13)
     где ЗК – заёмный капитал
     Коэффициент маневренности собственного капитала
     Данный коэффициент финансовой устойчивости показывает размер источников собственных денежных средств предприятия в мобильной форме. Нормативное значение составляет 0,5 и выше. Коэффициент маневренности собственного капитала рассчитывается следующим образом:
                                                                                                 (1.14)
     Следует заметить, что нормативные значения зависят также от вида деятельности предприятия.
     Коэффициент структуры долгосрочных вложений [36, c. 125]
     Данный коэффициент финансовой устойчивости предприятия показывает долю долгосрочных обязательств среди всех активов предприятия. Низкое значения данного показателя свидетельствует о неспособности предприятия привлечь долгосрочные кредиты и займы. Высокое значение коэффициента показывает способность организации самому выдать займы. Высокое значение также может быть в следствие сильной зависимости от инвесторов. Для расчета коэффициента структуры долгосрочных вложений необходимо:
                                                                                              (1.15)
     где ДП – долгосрочные пассивы
     Коэффициент концентрации заемного капитала 
     Данный коэффициент финансовой устойчивости аналогичен показателю маневренности собственного капитала, формула расчета приводится ниже:
                                                                                                (1.16)
     В заемный капитал входят как долгосрочные, так и краткосрочные обязательства организации.
     Коэффициент структуры заемного капитала
     Данный коэффициент финансовой устойчивости показывает источники формирования заемного капитала предприятия. От источника формирования можно сделать вывод о том как созданы внеоборотные и оборотные активы организации, потому что долгосрочные заемные средства как правило берутся на формирование внеоборотных активов (здания, машины, сооружения, и т.д.) а краткосрочные на приобретение оборотных активов (сырье, материалы и т.д.)
                                                                                               (1.17)
     Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств [12, c. 301]
     Данный коэффициент финансовой устойчивости показывает долю источников формирования внеоборотных активов, который приходится на долгосрочные займы и собственный капитал. Высокое значения коэффициента характеризует высокую зависимость предприятия от привлеченных средств.
                                                                                         (1.18)
     Приведенные показатели дают характеристику финансовой устойчивости предприятий. Для повышения уровня ее достоверности проводится дополнительный расчет таких  показателей как [33, c. 88]:
     Анализ рентабельности предприятия с помощью расчета финансовых коэффициентов — коэффициентов рентабельности 
     В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности [22, c. 182].
     Большинство предприятий для оценки эффективности свое деятельности используют показатель рентабельности реализованной продукции. Он исчисляется по формуле:
                                                                                                      (1.19)
     Где
     П - Прибыль от реализации продукции
     С - Себестоимость реализованной продукции
     Рентабельность продукции определяет эффективность реализации продукции на 1 рубль проданной продукции. 
     Еще один важный показатель основной деятельности предприятия -  рентабельность активов:
                                                                                            (1.20)
     Где
     ЧП – чистая прибыль
     Аср – средняя стоимость активов
     Данный показатель является ключевым показателем эффективности деятельности предприятия. 
     Следующий важный показатель деятельности предприятия – рентабельность внеооборотных активов:
                                                                               (1.21)
     Где
     ВнАср - Средняя стоимость внеоборотных активов
     Для комплексной оценки эффективности использования оборотных средств учитывается показатель рентабельности текущих активов по чистой прибыли:
                                                                                         (1.22)
     Где
     Таср - Средняя стоимость текущих активов
     Следующий показатель эффективности деятельности предприятия - рентабельность собственного капитала:
                                                                                        (1.23)
     	Где
     Сскр - Средняя стоимость собственного капитала 
     Таким образом, данный показатель характеризует, сколько приходится суммы чистой прибыли на 1 рубль собственного капитала предприятия.
                                                                                                     (1.24)
     Где
     В - выручка
     Данный показатель характеризует, сколько приходится суммы прибыли от продажи на 1 рубль выручки предприятия [23, c. 102].
     Оценка деловой активности предприятия
     Деловая активность субъекта хозяйствования находит свое отображение в финансовом аспекте в скорости оборачиваемости его средств.
     Среднюю стоимость активов (или среднюю сумму обязательств) за отчетный период (год)[22, c. 208]:
                                                                                            (1.25)
     где:
Аср – средняя величина активов
Он, Ок – остаток активов на начало и конец периода.
     Оборачиваемость активов.
                                                                     (1.26)
     где: 
НД – нетто-доходы от продаж.
     Рост этого коэффициента означает ускорение оборачиваемости активов (или просто инфляционный рост). 
     Оборачиваемость дебиторской задолженности. Показывает число оборотов за период, т. е. сколько раз в течение периода объемы поступлений от реализации могут вместить в себе средний остаток дебиторской задолженности:
                                                                                               (1.27)
     где:
Дзср – средняя дебиторская задолженность.
     Срок погашения дебиторской задолженности покупателей (заказчиков). 
                                                                                          (1.28)
     Оборачиваемость кредиторской задолженности. Показывает, сколько раз в течение периода объемы закупок могут вместить в себе средний остаток кредиторской задолженности:
                                                                                               (1.29)
     где:
КЗср – средняя кредиторская задолженность за поставки.
     Срок погашения текущих обязательств за поставки. Показывает среднее количество дней, необходимых предприятию для расчетов с поставщиками и другими субъектами, которые обслуживают текущую деятельность предприятия в части материальных приобретений: [22, c. 110].
                                                                         (1.30)
     Продолжительность операционного цикла. Показывает среднее число дней, начиная от момента вложения денежных средств в операционную деятельность до момента возврата их в виде выручки на расчетный счет.
                                                                                       (1.33)
     где:
Поц – продолжительность одного операционного цикла
Поз – продолжительность оборота запасов
Под – продолжительность оборота дебиторской задолженности.
     
1.2 Выявление основных причин кризисных тенденций в организации
     
     Кризис – критическое состояние организации, представляет собой своеобразную плату за неэффективность или рискованность управленческого решения.
     Длительная не изменчивость системы накапливает  сдерживающие факторы (замедлители), по достижению критических их массы вводит организацию в состояние коллапса (сжатие), неустойчивости, угрозы разрушения. Это состояние неустойчивости характеризуется крайним обострением противоречий в системе организации, угрожающих ее жизнедеятельности, называется кризисами.
     Под кризисом в широком смысле понимается такое состояние организации, которое предшествует ее переходу в иное качество.
     Изменение может не состоятся, если менеджменту не удастся преодолеть негатив (онтогонизмы) во внешней и внутренней среде организации. Например, различные способы согласования или подчинения интересов составных частей единой цели, а также другие формы обеспечения ее неразрушаемости. При несогласовании интересов другой вариант разрушения кризиса становится изменение качественного состояния организации, ее разрушение. [14]. 
     Симптомы кризиса – первоначальные внешние проявления кризисных ситуаций, выражающиеся в ухудшении отдельных показателей деятельности предприятия.
     Факторы кризиса – тенденция, событие, зафиксированное состояние, свидетельствующее о наступлении кризиса, выражающееся в ухудшении всех или большинства значимых показателей.
     Причины возникновения катастроф:
     1. Отрасль производства;
     2. Размеры организации;
     3. Специализация по продукту;
     4. Технологическая комбинированность;
     5. Инерционность сбытового элемента;
     6. Экономическая ситуация на мезоуровне;
     7. Социально-психологические процессы во внутренней и внешней среде [16].
     Как известно из теории маркетинга, организация в своем развитии проходит несколько этапов (рис. 1.2):  возникновение, зарождение (младенчество); рост, подъем, развитие (юность); стабилизация (зрелость); спад (старость).
      
      
      		     
      
       
   1. Зарождение      2. Рост  3. Стабилизация  4. Спад                      Количество лет
     Рис. 1.2. Основные этапы жизненного цикла предприятия 
Таблица 1.2
Основные причины возникновения кризисов на различных стадиях жизненного цикла предприятия
№ п/п
Этап ЖЦП
Характеристика этапа ЖЦП
Причины кризисов
1.
Зарождение (фирма – эксплерент)
Формирование первоначальной структуры предприятия, вывод на рынок экспериментальных видов услуг
Большая зависимость от конъюнктуры рынка, ограниченность ресурсов, фанатизм лидера, неумение идти на компромиссы
2.
Рост (фирма – патиент)
Стадия количественного роста основных параметров предприятия объема реализации услуг, численности персонала и т. п.
Недостаточность ресурсов для удовлетворения растущего спроса на услуги, появление разногласий в коллективе
3.
Стабилизация (фирма – виолент)
Устойчивое положение на рынке, снижение динамизма, гибкости
Разросшийся административно-управленческий аппарат, сложные коммуникационные связи, инертность организационной структуры
4.
Спад (фирма – коммутант)
Ухудшение основных показателей деятельности предприятия
Высокие удельные затраты, сужение рынка и номенклатуры услуг, неиспользуемые ресурсы
5.
Ликвидация (фирма – леталент)
     Митчел (1878-1948) ввел понятие «Деловой цикл» (отказываясь от понятия «кризис») – является постоянной особенностью капитализированной экономики, которая обусловлена множеством взаимосвязанных факторов (размер инвестиций, курс акций и др.) и проявляется в повторяющихся подъемах и упадках экономики.
     Выделял короткие волны периодичностью 3-7 лет.
     Циклы деловой активности  [16]:
     1. Спад (кризис) – от несколько месяцев до 2х лет. Подвержены не монополизированные организации, малый бизнес. Специфичен для отраслей – производителе оборудования, бытовой техники; менее опасны для производителей питания, ширпотреба (повседневный спрос);
     2. Депрессия (стагнация) – период от 1го до 3х-4х лет заключается в обретении равновесия на новом низком  уровне. Все субъекты находятся в состоянии ожидания, процентные ставки снижаются;
     3. Оживление – повышаются процентные ставки, оживляются производители средств производства, строительных материалов и конструкций. Возникают новые предприятия;
     4. Подъем (бум) – создается множество новых предприятий, внедряются новые технологии, расширяется малый бизнес. Повышается направленность в пропорциях между фазами воспроизводства циклов на макро-, микроуровнях. Растут инвестиции в производственные сферы.
     Последствия кризисов представляют собой состояние, ситуацию, положение в котором оказывается предприятие после его завершения.
     Различают следующие виды последствий кризисов:
     1) по характеру воздействия на текущее состояние предприятия:
     *  обновление (оздоровление) предприятия;
     *  разрушение предприятия;
     *  возникновение нового кризиса;
     2) по характеру воздействия на перспективы предприятия:
     *  преобразование предприятия;
     *  сохранение предприятия;
     *  долгосрочные или краткосрочные изменения;
     3) по характеру воздействия на кризис:
     *  обострение кризиса;
     *  ослабление кризиса;
     *  резкие изменения;
     *  мягкий выход из кризиса.
     Причина кризиса в промышленной фирме и макросреде – это сокращение совокупного спроса, снижение производства, занятости, инвестиций [21].
     Выход из него достигается:
     1. По линии внешних инвестиций для выполнения спецзаказов.
     2. Путем внутренней реструктуризации и перехода на выпуск продукции, пользующейся устойчивым спросом.
     3. Путем расчленения организации по предметному (процессному), или хуже – технологическому процессу и оставление наиболее рентабельных подразделений.
     В кризисное состояние организации входят достаточно длительный период по мере накопления «замедлителя». Выход из кризисных состояний может быть как мгновенным (ступенчатым) в результате разовой акции (дефолт, объявление банкротства, поглощение, смена деятельности, дробление и т.п.) Так и продолжительным по времени в ходе эволюционных преобразований [33].
1.3 Разработка антикризисной стратегии

     Именно антикризисная стратегия является инструментом, с помощью которого организация способна выйти из кризиса с оптимальными показателями. В отличие от антикризисного прогнозирования, антикризисная стратегия основывается на данных, существующих в пределах организации в реальном времени. При первых признаках кризиса разрабатывается антикризисная стратегия, направленная на поиск путей выхода из сложившейся ситуации с наименьшими потерями и затратами.
     Разработка антикризисной стратегии
     Процесс разработки антикризисной стратегии принято разделять на следующие этапы:
     1. Анализ внешних факторов с целью выявления причин наступающего кризиса
     Зачастую, обилие информации о всех внешних факторах, мешает провести точный и безошибочный анализ, из-за чего возникает погрешность в результатах, способствующая принятию неверного управленческого решения. Для избежания возможной путаницы данный анализ принято разделять на несколько отдельных составляющих:
     изучение макросреды (политические факторы, экономические факторы, социальное окружение, технологическое окружение)
     изучение конкурентной среды (поставщики, конкуренты, товары-субституты, покупатели, возможность появления новых конкурентов)
     На основе полученной и систематизированной (желательно методом сценариев) информации строятся максимально эффективные возможные антикризисные стратегии. 
     Кроме метода сценариев чрезвычайно широкое распространение получил SWOT-анализ. Данный вид анализа используется повсеместно и описан в любой экономической литературе [7, c. 42].
     2. Анализ внутреннего состояния организации
     Причины кризиса в организации могут исходить из внутренних предпосылок, чтобы увидеть все возможные опасности, существующие в пределах компании, необходимо провести полный и тщательный анализ внутренних факторов. Если во внешнем окружении не было найдено причин, приведших к кризису, то уже можно сделать вывод, что существующая в компании стратегия слаба, либо реализуется очень плохо.
     Для анализа существующего состояния организации принято выделять пять основных направлений:
     1) Эффективность текущей стратегии (оценка осуществляется на основе данных о конкурентоспособности, доле рынка, размере этого рынка, финансовой устойчивости, платежеспособности, объеме продаж и прочем). Оценку эффективнее всего проводить в количественных показателях.
     2) Силы и слабости, возможности и угрозы организации. На данном этапе нам очень пригодятся сведения, собранные при анализе внешних факторов, то есть сведения SWOT-анализа. Стоит обратить внимание, что наиболее гармоничная антикризисная стратегия должна опираться на возможности компании и свести к минимуму существующие угрозы. Также очень важно перевести слабые стороны организации в сильные или хотя бы усилить их.
     3) Конкурентоспособность в области цен и издержек организации. Этот этап один из самых сложных, так как предполагает нали.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.